Стринг-синтезаторы и электроорганы - инструменты с гармоническим (аддитивным) синтезом звука.

И снова о схемотехнике аналоговых синтезароров с гармоническим (регистровым) принципом синтеза звука. Очень интересную дискуссию по инструментам такого рода можно найти в теме vk.com/topic-536310_27186989

Вот что на эту тему пишет Женя. "Существуют всё-таки стринг-синтезаторы скорее для создания аккордового звучания, и собственно мелодические синтезаторы, выдющие мелодию с сильной тембровой обработкой. Если эти подходы объединить в одном аналоговом инструменте, то нужно будет делать стринг-генератор для первых октав клавиатуры со своим фильтром и моно-(или дуо-)генераторы (два, три) для последних октав клавиатуры с различными сильными фильтрами с возможностью перехода в нижние октавы. Поэтому уж легче взять стринги и монофоник и поставить их друг над другом, смешивая в микшере. Или полифоник с цифровым управлением и описанием обработки для каждой нажатой клавиши в аккорде."

С ним согласен Иван. "Вот, а попытки объединения стринг-машин и нормальных синтов были. муги некоторые, корг дельта и т.п. но там одновременно нельзя было играть тем и другим звуками."

Сергей развивает тему. "Давайте обратимся к истории.
1) Появление тонвил органов - 96 тоновых колес-генераторов, полная полифония. Механическое вибрато-сканер и Лесли.
2) Появление транзисторных органов - 12 тонгенераторов и октавные делители. Транзисторное вибрато и тремоло - прообраз LFO.
3) Появление задающих генераторов на кварце и формантные+октавные делители на микросхемах. Электроорганы и электропиано, стринги и полифонические синтезаторы. Полимуг, кстати, 2-х генераторный с разными формами волн.

Чем отличается стринг-машина от электрооргана? В первую очередь задающим генератором пилообразной формы и наличием хоруса. Именно хорус и породил стрингс-ансамблевое звучание. Все остальные домыслы вообще не имеют права на существование.

Появление Муговских синтезаторов - появляется классическая архитектура субтрактивного синтеза. Возникновение устройств формирования огибающей сигнала, фильтра и огибающей фильтра.
Объединение стринг и фильтра - элементарная вещь и встречается повсеместно - Электроника ЭМ04 - стринг типа Солина + муговский фильтр, Yamaha SK15-SK20 - то же самое. Примеров полно.

На вопрос - что мешало, ответ один - плотность расположения элементов на микросхеме, и стоимость производства этих микросхем. Сколько стоил, да и теперь стоит Yamaha CS80? Не самый дорогой полифоник, кстати. Synty100?.. Бюджет, вот что мешало."

Добавлю от себя. Одним из инструментов, в котором были объединены принципы гармонического и моделирующего (субтрактивного) синтеза, был Форманта ЭМС-01 советского производства. Мы к нему ещё вернёмся в одной из следующих статей.