Шумовые примочки, источники звука

Музыканты, склонные с экспериментам, тестам, пробам, исследованиям, поискам новых звуков, особенно те, кто работает в области электронной музыки, любят порой использовать различные шумовые примочки. В этой заметке мы и хотели бы затронуть тему подобных устройств. Как их собирать, по какому принципу они работают, как получать интересные необычные звуки. Выделим несколько базовых подходов.

1. Принцип релаксатора. Заряжается конденсатор током через резистор, напряжение на нем плавно растет, пока не срабатывает какой либо пороговый элемент, включенный параллельно этому конденсатору. Этот пороговый ключевой элемент может быть воплощен различными радиодеталями:
- стабилитроны (нестабильный порог открытия на небольших токах дает дает эффективный шумовой сигнал близкий белому шуму в широком диапазоне частот, конденсатор не используется);
- шумовые диоды (схоже с использованием стабилитронов, порог открытия может быть ниже, диапазон получаемых шумов может быть шире, вплоть до МГц);
- стабисторы (включаются прямым включением);
- светодиоды;
- эмиттерные переходы транзисторов, включенные в обратном направлении;
- денисторы и их аналоги (порог открытия стабильный, падение напряжения в открытом состоянии низкое, получаемая частота более стабильная, сигнал близкий к пиле);
- неоновые лампы (требуется более высокое напряжения, можно от лампового блока питания, получаемый звуковой эффект - нечто среднее между вариантами использования денисторов и стабилитронов).

2. Зуммерный генератор. Работает на основе электромагнитных реле (получается весьма нестабильный сигнал, звук сильно зависит от конструкции реле) либо на модифицированном оптроне (с обратной связью и инверсией - получается достаточно стабильный сигнал).

3. Тиратрон, помещенный в магнитное поле.

4. Эксперименты с микрофонами, телефонными наушниками, гидрофонами, звукоснимателями.

5. Запись шумовых радиопомех с радиоприемников.

6. Запись шумов с виниловых пластинок, аудиокассет, катушек.

7. Оптический модулятор. Как пример - продырявленный компакт-диск вращается с достаточной скоростью, с одной стороны находится источник света, с другой - фотоприемники, которые улавливают случайные вспышки света, проходящего через дырочки. Сигнал с фотоприемников усиливается и преобразуются в звуковой сигнал.

8. Метод лазерного муара, фроссинга. Лазерный луч проходит через подвижное стекло, рассеиватели, тем самым рассеивается, интерферирует сам с собой, дефрагирует, получаемую картину, перепады освещенности улавливают фотодатчики. Сигнал с них усиливается и преобразуются в звуковой сигнал.

9. Псевдослучайные цифровые генераторы. Реализуется на сдвиговом регистре (микросхеме), который работает обычно на 4 bit. Или на ROM (ПЗУ) микросхемах (к адресных входам которых подсоединяется двоичный счетчик (обычно от 2 до 20 бит), или несколько счетчиков (например, каждый со своим тактовым генератором)), выходы шины данных подключаются к ЦАП. Роль ПЗУ может играть микросхема BIOS или, к примеру, микросхема статических ОЗУ.

10. Программный синтез.

Посоветуем некоторые полезные сайты по сборке модулей, эффектов, фильтров и синтезаторов. Используя поиск на ниже указанных сайтах можно найти массу интересных схем для сборки, в том числе по генераторам и эффектам шума.
cgs.synth.net
musicfromouterspace.com

Еще кое что. Генератор нормированного шума. (Скрыпник В.А. "Приборы для контроля и налаживания радиолюбительской аппаратуры") ra3ggi.qrz.ru/PRIB/gen.htm

2015