Как правильно "приготовить" пентод
Проблемы схемотехники ламповых усилителей волнуют многих. И очень часто встаёт вопрос о правильном выборе схемы оконечного лампового каскада, и, в частности - грамотного выбора номиналов радиоэлементов "обвязки" выходной лампы - пентода. Во Вконтакте эта проблема обсуждалась тут: vk.com/topic-1285350_30038115
Вот что по этому поводу думает Валерий: "Хочу попробовать пентодный звук, вернее раньше его уже пробовал на усилителе с возможностью переключения режимов, и пентод в режиме триода мне понравился больше. Но есть мнение, что правильно приготовленный пентод звучит очень хорошо. Вопрос: а как всё таки правильно приготовить пентод 6П15П в однотактном усилителе? Есть также мнение, что отсутствие ООС такая же крайность как и глубокая ООС, и небольшая обратная связь порядка 7-12 дБ - разумная середина."
Илья отвечает: "Эти вопросы перестали быть всем интересны уже лет 50 назад.. ответы на них в учебниках были написаны примерно в то же время. с тех пор ничего нового по этой теме не открыто, ибо некому и незачем. наука и техника ушли далеко вперед. интересоваться правильным приготовлением пентода в наше время - все равно, что интересоваться наиболее правильным способом промышленного изготовления пеньковых веревок или плетения лаптей читайте, в общем, первоисточники."
Валерий - Илье: "Илья, ну почему же? техника развивается, сейчас в выходных пентодных каскадах используются элементы, которых 50 лет назад не было и сейчас имеется возможность достичь недостижимых ранее высот качества звука. Анодное напряжение - применяется электронный стабилизатор на полевом транзисторе, обеспечивая милливольты пульсаций питающего напряжения. Питание экранной сетки - используется стабилизатор на быстродействующем операционном усилителе и полевом транзисторе, который обеспечивает меньшие интермодуляционные искажения чем обычный стабилитрон. Питание накала - применяется микросхема LM3886, позволяющая подать на накал от синусоидального генератора стабильную и почти неискажённую синусоиду на частоте за границей слышимого диапазона.
И многие радиолюбители продолжают исследования. считая, что нет ничего лучше правильно приготовленного пентода."
Илья пишет в ответ: "Валерий, ну и зачем портить все эти достижения прогресса пентодом? Радиолюбители могут что угодно считать, они ж в звуке ничо не понимают.. им лишь бы запаять чегонить, и быть уверенным, что оно самонаилучшее. Сам жеж паял! Техника действительно развивается, и как раз ее развитие и привело к тому, что все эти пентоды нафиг не нужны тем, кого интересует точное звуковоспроизведение. Канешна, если человека греет сама мысль что "ЛАМПЫ!", тогда да.. но это уже не техника, а психология."
Весьма интересное рассуждение. Думаю, что мнения авторов переписки пригодятся конструкторам-разработчикам высококачественных ламповых усилителей.