Что лучше - триод, или пентод
Вопрос выбора выходных ламп для оконечных каскадов высококачественных ламповых усилителей очень часто волнует радиолюбителей-конструкторов. Вот тут обсуждение: vk.com/topic-1285350_30038115
Валерий пишет:
"Многие считают что триод лучше пентода, потому что только на триоде можно собрать качественный усилитель без обратной связи. Но любители пентодного звка идут на всяческие ухищрения, чтобы доказать, что пентод лучше и небольшая ООС не портит звук. Мне больше нравится триод, но пентод тоже хочу попробовать, хотя вот лично я считаю излишествами все эти ухищрения с электронными фильтрами и стабилизаторами, практика пока показывает что и без них всё замечательно. в чём проблема пентода - это требовательность к выходным трансформаторам и акустическим системам. а в чём плюс пентода - это предельно короткий тракт, безосный усилитель на пентоде можно собрать всего на одной лампе - всего один каскад. усиление позволяет."
Илья отвечает:
"Валерий, вам надо понять, что не существует в аудио "царских путей".. типа выбрал "правильную концепцию" и "лучшие детальки" и автоматом получил хороший звук. Не бывает такого. Вот вы щас озабочены "триод или пентод", "оос или безоос", а сама постановка вопроса бессмысленна. Не существует какого-то одного признака, который определяет, будет аппарат хорошо или плохо играть. Все дело в их совокупности, в конструкции в целом."
Валерий - Илье:
"Илья, да, нет такого признака. тем более что у всех разные помещения и разные понятия о том, каким должен быть звук. по сути я сейчас занимаюсь пентодом потому что не хочется просто выкинуть свою первую не очень удачную ламповую конструкцию (первый блин комом). вторая конструкция оказалась удачной и меня полностью устраивает. я привык к её звуку настолько, что звучание других усилителей кажется не таким как надо."
Илья отвечает:
"Валерий, разумеется, привыкнуть можно практически к чему угодно, кроме явной грязи и жести в звуке. Да и то, если колонки современные со специально проваленной серединой, то и такой усилитель не будет особо раздражать. К тому же сейчас существует куча способов раскрасить звук как хочешь, в т.ч. и с помощью всяких программных обработок прямо на компе."
Валерий пишет:
"Нашёл интересное мнение, что качественный пентодный усилитель можно слушать только с хороших источников типа винила и ЦАПА с несжатым аудио.
МП-3 плееры и компьютерные звуковые карты могут навсегда испортить мнение о ламповом пентодном звуке, для них подойдёт или TDA2030, или самый лучший вариант - однотактник на 6Н9С + 6П6С в триодном включении с пониженным до 200 вольт анодным питанием (кстати, у меня такой), он идеально замажет артефакты мп3 сжатия и недостатки дешёвого ЦАП и создаст звучание ретро, которое некоторое время будет нравиться ("некоторое время" - это у меня уже больше полгода)
попробовал пентод на макете - у него можно сказать что чисто токовый выход, в отличие от моего триодного имеющего демпинг-фактор около 3, пентодный выход имеет демпинг фагтор что-то около 0,1, т.е. то же самое, что подключить 4-омную колонку к транзисторному усилителю последовательно через сопротивление 40 ом. Как пишут, токовый выход существенно снижает интермодуляционные искажения, создаваемые самими громкоговорителем, что улучшает локализацию и детальность, но влияние неравномерности импеданса АС портит тембры. Поэтому к пентодному усилителю нужна особая акустика с ровной АЧХ. В АС подбираются выравнивающие АЧХ пассивные фильтры, получается единый комплекс "Усилитель+АС". без соответствующей акустики пентод звучит хуже триода. А акустические системы к пентодному выходу рекомендуют от 1000$
Сергей, согласен, могут, но в пентодном сильнее слышно. Вот как раз сегодня пробовал свежесобранный пентодный усилитель, но пока с неподходящими ему трансформаторами. Все недостатки записи в пентодном усилителе лезут наружу, возможно происходит какая-то компрессия. О, кстати завтра проверю насчёт компрессии, подам сигналы с разницей по уровню где-нибудь в 40 дБ и посмотрю будет ли на выходе точно такая же разница.
Сергей, всё выяснил. Компрессия - это миф, опыты не показали никакой компрессии, разве что чуть-чуть при перегрузке ламп. А всякая ерунда сильнее слышна по причине того, что обычно импеданс акустических систем увеличивается на высоких частотах, и при токовом выходе соответственно вырастает выходной уровень на ВЧ и шумы записи становятся намного слышнее."
Илья - Валере:
"Валерий, это не записи недостатки лезут, а кривой усилитель и кривые колонки. Звуковая карта даже за 1000р несоспоставимо меньше искажает, чем "пентоды"."
Валерий отвечает:
"Илья, тут я согласен, искажения пентода очень сильно заметны с прямоугольным сигналом. Вчера испытывал - на частоте 20 кГц пентод с трансформатором ТВЗ-1-9 из прямоугольника хороший синус сделал, а на частоте 40 Гц из синуса сделал треугольник)"
Валерий пишет Илье:
"Илья, сегодня проводил опыт с подачей на динамик токовых прямоугольных импульсов и смотрел напряжение на нём, понятно, что напряжение было очень далеко от прямоугольного. Как известно, сила движения диффузора определяется током, и остаётся только догадываться, что выдаст динамик при подаче на него прямоугольных импульсов напряжения на усилителе с большим демпинг-фактором. А то может искажения трансформаторов - меньшее зло."
Илья отвечает:
"Валерий, ширик не выдаст ничего хорошего. Двухполоски, воспроизводящие нечто похожее на правильный меандр, существуют в природе. Прямой корреляции с качеством звучания это все не имеет, игры разума. Искажения усилителей другие по характеру и поэтому могут быть заметны даже на фоне искажений АС."
Так что же лучше? Триод, или всё-таки пентод? На мой взгляд - у каждого вида ламп есть свои преимущества, и недостатки. Вопрос выбора можно решить, исходя из предполагаемых характеристик усилителя, и из имеющихся в наличии комплектующих.