Про материальное и эзотерическое в звукозаписи и воспроизведении
Эзотерика, фэн-шуй, эмоции... Могут ли они повлиять на качество звучание вашей аудиоаппаратуры? Пользователи сети Вконтакте имеют своё особое мнение на этот счёт: vk.com/topic-1285350_29651071
Вот что по этому поводу думает Валерий:
"Предлагаю обсудить философскую концепцию Анатолия Лихницкого, я считаю, что зерно истины в ней есть. Суть в следующем: есть материальные параметры качества (ровность АЧХ, КНИ, соотношение сигнал/шум, интермодуляционные искажения и т.д., всё что фиксируют приборы), а есть нефиксируемая приборами эзотерическая часть на уровне эмоционального и интеллектуального восприятия музыки.
Идеальное эзотерическое качество находится в голове композитора, оно теряет идеальность сразу, как только начинается реализация в физическом мире. И чем больше каскадов, конденсаторов и цепей ООС проходит сигнал тем меньше в нём остаётся эмоций и переживаний изначального замысла, поэтому тракт должен быть предельно коротким даже в ущерб материальному качеству. Пример идеально короткого тракта - граммофон. В современном мире сигнал проходит столько каскадов ещё на стадии записи, что на долю пользователя остаётся 0,5 - 20% всего тракта. Старые записи имели менее короткий тракт, и по ним проще услышать разницу, что касается помех, некоррелированных с основным сигналом (шум, потрескивания)- они фильтруются мозгом и не влияют на эмоции и переживания, даже наоборот, маскируя коррелированные музыкальные помехи, они помогают мозгу домыслить сигнал и сигнал более приближается к идеальному.
Отдельно про акустические системы: лучше всего передаёт эзотерическое содержание музыки широкополосный громкоговоритель в открытом ящике без применения демпфирующих материалов. При непосредственном сравнении невозможно понять разницу, надо слушать систему несколько дней и тогда откроются тонкие планы."
К дискуссии подключается Денис:
"Доброго времени..! Опять же про изотерические явления выявленные неким Кунаширским - транзисторные звёзды из германиевых транзисторов.. - если через них провести сигнал от источника к усилителю - панорама и детальность меняется в стерео системах очень заметно... говорят что виной всему кристаллическая решетка германия - алмаз кажется.. Панорама расширяется - отходит от колонок как бы... проверено на практике! По всем законам звук должен ухудшиться, а оно наоборот.. - не объяснимо как то... Там тоже рекомендации были - система начинает раскрываться через пол часа проигрывания примерно.. - пока не стабилизируется какое то поле восприятия (это в совокупности со звёздами в силовом тракте было)... чудеса получаются..."
Валерий отвечает:
"Денис, Спасибо, попробую найти почитать, а то у вас непонятно. У меня есть усилитель чисто на германиевых транзисторах, по детальности и стереопанораме большой разницы с лампами я не заметил, панорама отходит от колонок в обоих случаях, я считаю что так и должно быть с любым усилителем, но почему-то с любым не получается."
Илья пишет в ответ:
"Если бы все было в голове, то никакая аппаратура была бы вообще не нужна, все бы слушали идеальную музыку прямо из головы. В эпоху перестройки появилось много всяких шарлатанов, и аудио не исключение. Все эти выдумки про нематериальное объясняются либо непониманием того, как работает аудиотехника, либо желанием заморочить голову широким массам чайников, либо сочетанием обоих факторов!"
Валерий подводит итог:
"Илья, Вот с шарлатанами в эпоху перестройки полностью согласен. Если идеи Анатолия Лихницкого мне полностью понятны и даже проверены, то "звезда Кунаширского" это на мой взгляд из области шнуров питания за 6000 руб от фирмы "Алекс", вечных двигателей и зарядки воды Чумаком. Хотя возможно что эффект от неё есть, но не от неё, а от того, что в описании сказано что эффект проявляется через полчаса, возможно, эффект основан на особенностях психики, Кашпировский ведь на многих действовал. Но звезду Кунаширского я не пробовал, даже лень её скрутить."
Всё-таки решать, играет ли роль эмоциональная составляющая в качестве звучания аудиотехники, придётся индивидуально. Наверное, здесь всё-таки стоит воспользоваться принципом "лучше один раз услышать" и убедиться в этом лично.