Аналоговый синтез звука. Глава 1. Введение
В последнее время у многих музыкантов, композиторов, аранжировщиков и звукоинженеров вновь появился интерес к аналоговым музыкальным инструментам (синтезаторам), и, в общем -- к аналоговому синтезу звука. И этот интерес не случаен. Вдоволь пообщавшись с "цифрой", музыкантам хочется чего-то нового. Но новое - это, как известно - хорошо забытое старое. Живое и сочное звучание аналоговых инструментов подогревает этот интерес. Именно по этому Аналоговый синтез снова входит в моду, энтузиасты собирают и восстанавливают старые электронные инструменты, и с успехом используют их как в студийной работе, так и в "живых" выступлениях (в концертной практике). А многие компании вновь наладили серийное производство таких инструментов, и успешно реализуют их через торговые организации. В частности небезызвестная компания "Moog". Интерес к этой теме проявляют и радиолюбители - в последнее время появилось достаточно много весьма интересных конструкций, самостоятельно изготовленных в домашних условиях. А некоторые компании (например, "Doepfer", да и "Moog" тоже) даже наладили промышленный выпуск отдельных узлов и блоков (и даже наборов-конструкторов), из которых любители могут сами собирать аналоговые синтезаторы с очень неплохими характеристиками.
В этом цикле статей я попытаюсь рассказать о принципах аналогового синтеза звука. Будет рассмотрено два основных наиболее распространённых принципа - гармонический (аддитивный) синтез, и моделирующий (субтрактивный) синтез (или синтез Роберта Моуга, или как чаще его называют, - Муга).
Следует заметить, что в подавляющем большинстве аналоговых электромузыкальных инструментов (ЭМИ), в том числе выпускавшихся и в СССР с начала 60-х и до конца 80-х, использовались главным образом именно эти методы синтеза, причём в СССР до начала 80-х производились инструменты именно с гармоническим синтезом, а в начале 80-х - появились инструменты и моделирующим (субтрактивным) синтезом - например, "Поливокс" - отечественная разработка 82-го года.
Синтезатор "Поливокс", фото взято с сайта mywishlist.ru
Также отмечу, что практически вся схемотехника аналоговых инструментов построена на хорошо известных схемотехнических решениях, а документация с принципиальными схемами многих инструментов лежит в открытом доступе, и в частности на сайте "Музей советских синтезаторов" - ruskeys.net
Думаю, что этот цикл статей поможет музыкантам (главным образом, начинающим) понять принцип работы этих инструментов, а радиолюбителям - находить неполадки в таких инструментах, ремонтировать их, настраивать и модифицировать.
(c) 2015. Александр Балакин
facebook.com/alxbeam