И снова о схемотехнике аналоговых стрингс-синтезаторов и электроорганов
Вновь о гармоническом синтезе. Радиолюбителям будет весьма полезна эта статья - ремонтировать и настраивать такие инструменты в любительской практике приходится довольно часто.
Вот какое мнение по этому поводу у Жени. "Ну то есть вывод получается как-то: до середины семидесятых генераторы строились на полноценных элементах и занимали много места, поэтому в монолитные синтезаторы они не влезали, и те были монофоническими. Делители по схеме попроще и размерами поменьше, а учитывая диапазон клавиатуры стринг-машин они туда влезали ещё с 60-ых. А полифония+космообработка были уделом модульников, так получается."
Своё мнение выссказывает Сергей. "Ну и метафоры! :) Монолитные синтезаторы, полноценные элементы...
Есть дискретные элементы - транзисторы, резисторы, конденсаторы и интегральные элементы - микросхемы, включающие в себя дискретные элементы в бескорпусном исполнении. С прогрессом аппаратура уменьшается в размерах, уменьшается энергопотребление, повышается отказоустойчивость, при схожей схемотехнике. Микроминиатюризация, одним словом. Сравните модульные синтезаторы 70-х и современные.
Стринг-машины появились в 70-х с изобретением хоруса. Размер клавиатуры тут не при чем. Полифония в синтезаторах была изначально редким явлением, поэтому в качестве полифонических инструментов до конца 70-х в основном использовались оргАны, пиано, клавинеты, меллотроны, стринги (разновидность органов).
Обработка звука - это отдельное интересное направление.
Существует несколько вариантов обработки:
- Динамическая (компрессоры, эксайтеры, энхансеры, и пр.)
- Частотная (эквалайзеры, фильтры, в.т.ч. перестраиваемые)
- Задержка (дилеи, реверберация, хорус, фленджер, фейзер, тремоло)
- Модуляционные (вибрато, вокодеры, и т.п.)
Ассоциации с космосом навевают в первую очередь дилеи и ревербераторы. В ранних синтезаторах их подключали дополнительно, т.е. они не были встроенными."
С ним согласен Женя, вот что он пишет. "Всё это ясно, интересует следующий вопрос: наверняка же были модульные синтезаторы, или точнее синтезаторы наподобие ARP 2500, которые могли себе позволить большой ящик, и соответственно многогенераторную полифонию при сохранении полного набора обработки ещё до того, как их стали засовывать в монолитные корпуса."
На что Сергей возражает. "Синтезаторы позволить себе ничего не могли. Могли пользователи, для которых модульный синтезатор всегда индивидуален. Поэтому он и модульный - в отличие от как Вы выражаетесь, "монолитного" инструмента, который унифицирован под определенные ограниченные задачи. Модуляры были и остаются преимущественно студийными инструментами. А любая студия может позволить себе и внешнюю обработку."
Вот такой интересный разговор. Более подробно про разные виды аналогового синтеза звука можно будет прочитать в статье "Анатомия синтеза", которая будет опубликована здесь.