Почему ламповые усилители звучат лучше полупроводниковых

Ламповые УНЧ в последнее время приобетают всё большее распространение не только среди аудиофилов, но и просто любителей музыки и самих музыкантов. А почему - посмотрим переписку vk.com/topic-1284606_31086542

вот что думает по этому поводу Валерий. "Предлагаю собрать в одну тему все возможные мнения, почему ламмпы звучат лучше полупроводников. А потом можно выяснить, что тут миф, а что факт.
1. Ламповый усилитель звучит приятно благодаря чётным гармоникам, которые искажают звук, делая его тёплым и красивым. В полупроводниковых усилителях преобладают неприятные на слух нечётные гармоники
2. Ламповый усилитель хорошо звучит не благодаря гармоникам, а вопреки им. Спектр гармоник лампового усилителя распределён таким образом, что гармоники более низкого порядка маскируют гармоники более высокого порядка, и получается, что в целом гармоники не слышны. В полупроводниковых усилителях гармоники высших порядков не замаскированы и портят звук.
3. Всё дело в ООС, без которой не получится собрать качественный полупроводниковый усилитель. Но именно ООС порождает лес гармоник высшего порядка. Кроме того, задержка в тракте полупроводникового усилителя не даёт ООС действовать мгновенно, и случайные сигналы слабо гасятся ООС, как следствие - помехи через ООС от противо-ЭДС динамика и питания, повышенное усиление треска пластинок и шума первого каскада.
4. Вред ООС - это миф, дело в выходном сопротивлении. Из-за ООС в полупроводниковом усилителе получается низкое выходное сопротивление, а выход усилителя - это выход по напряжению. Но движение диффузора зависит от тока, а не от напряжения, а импеданс динамика динамически меняется в зависимости от мгновенных нагревов катушки и зависимости её индуктивности от положения в зазоре. Возникающие при этом в громкоговорителе интермодуляционные искажения достигают при номинальной мощности величины 10-25% Хороший результат даёт использование триода без ООС или пентода с глубиной ООС не более 10 или сопротивление на выходе полупроводникового усилителя.
5. Всё дело в трансформаторе, который формируя АЧХ с закруглёнными краями убирает грязь по НЧ и ВЧ, а также убирает постоянную составляющую, симметрирует сигнал и идеально согласует нагрузку. Трансформатор на выходе транзисторного усилителя даст "ламповый" звук.
6. Естественность звучания лампового усилителя обусловлена больше не гармониками, ООС и согласованием, а линейностью амплитудной характеристики на малых уровнях сигнала. Именно в малосигнальную область попадают обертона инструментов (форманты), а в полупроводниковых усилителях область в единицы милливольт наиболее подвержена нелинейности, что приводит к искажению тембра. Применение германиевых транзисторов и транзисторов с h21э независящим от тока коллектора позволяет избежать этих искажений."

Своё мнение об этом имеет Kirill. "Добавьте к этому отсутствие в лампе искажений типа "ступенька", на борьбу с которыми приходится увеличивать количество транзистров.
На счет гармоник, по-моему, фантазии.
Природа полупровордника допускает наличие обратного тока, отсюда шумы.
В лампе его нет. Ну и т.д."

Вот такие интересные суждения. В следующих статьях мы вернёмся к этой теме.