Аналоговый синтез звука. Глава 6. Краткое знакомство с типичным аддитивным электронным синтезатором

Ну вот, с принципом аддитивного (гармонического) синтеза и органными регистрами мы вроде бы разобрались. Настала пора познакомиться с электронными аддитивными синтезаторами поближе. Теперь посмотрим, из каких узлов состоит такой инструмент. Сняв корпус, мы вероятнее всего увидим внутри 12 одинаковых печатных плат (реже 3 или 4). Это основа синтезатора - Генераторно-Делительный Блок (ГДБ, тон-генератор, Oscillator-Divaider Unit, ODU). Именно он формирует все музыкальные тоны необходимых частот. А помимо него - ещё несколько плат. Все эти узлы и блоки впоследствии будут рассмотрены более подробно.


Структурная схема типичного аддитивного аналогового синтезатора

Итак, типичный аддитивный (гармонический) аналоговый синтезатор состоит из следующих узлов и блоков. Если театр начинается с вешалки, субтрактивный (муговский) аналоговый синтезатор - с клавиатуры и связанного с ней делителя напряжения, то синтезатор аддитивный - с задающего осциллятора (генератора), либо с двенадцати таких осцилляторов.
Именно от этих осцилляторов зависит стабильность строя всего инстумента.

Далее, если задающий осциллятор один, то за ним следует блок из двенадцати нотных делителей, формирующих музыкальный строй из 12-ти частот (12 полутонов). Далее следуют 12 цепочек октавных делителей (триггеров) - именно они формируют весь набор частотных тонов инструмента, и определяют его частотный диапазон, а также количество регистров.
Дополнительно инструмент может иметь дополнительный низкочастотный осциллятор (LFO) для частотной модуляции (FM) задающего осциллятора (эффект частотного вибрато), и цепи управления смещением строя - питч-контроллер (эффект pitch-band, глиссандо).

Сигналы с триггеров октавных делителей направляются на формирователи импульсов (преобразователи квадратной формы волны а прямоугольную). Именно благодаря этим формирователям инструмент приобретает тембр звучания, столь похожий на духовой орган.

Вот теперь настала очередь клавиатуры. Сигналы, следующие от формирователей импульсов, Могут коммутироваться непосредственно клавиатурными контактами, но горздо чаще для этого используются специальные клавиатурные диодные коммутаторы (или "манипуляторы"), они же могут служить для формирования AR (attack-release, атака-затухание) амплитудной огибающей (envelope).

Выходы клавиатурных коммутатров соединяются вместе группами посредством сборных регистровых шин - сумматора (микшера). Число выходов такого микшера соответствует регистровому набору инструмента (см предыдущие главы) - обычно это сигналы регистров 2', 2+2/3', 4', 8' и 16', но наборы могут и отличаться. Сигналы с выходов регистровых шин направляются на блок формантных фильтров, который дополнительно формирует набор разнообразных тембров. После формантных фильтров сигналы направляются на ещё один микшер (стопс-микшер (stops-mixer) или стопс-коммутатор), где они коммутируются в разнообразных комбинациях) и в итоге смешиваются в единый звуковой сигнал.

Если у инструмента имеется несколько клавиатур (у ЭМИ "Прелюдия" их три), либо клавиатура разделена на участки (например, "Электроника ЭМ-04" или "Юность-75"), то и стопс-микшеров может быть несколько.

Единый звуковой сигнал поступает в блок эффекторв, где он дополнительно обрабатывается, после чего через общий регулятор уровня поступает на линейный выход.
Дополнительно инструмент может иметь встроенный усилитель мощности и акустическую систему.

В следующей главе мы позназнакомимся поближе с задающим осциллятором.

(c) 2015. Александр Балакин
facebook.com/alxbeam

Вернуться в оглавление