Снятие звука, запись микрофоном с динамиков, колонок, комбиков

Поговорим о микрофонном методе записи, т.е. о том способе, когда все источники звука, инструменты записываются через микрофоны. Т.е. с вокальными партиями и акустическими инструментами понятно - их и так пишут микрофонами. Речь о записи микрофонами электрических и электронных источников звука - электро-гитары, синтезаторы, другие "натуральные" (неэлектрические) источники звука. Тут конечно же имеется в виду, что электроинструменты будут подключены к усилителям (к ламповым, например), а те в свою очередь - к различным акустическим системам - комбикам, колонкам (в том числе 2-х, 3-х полосным).

Q. Why should I record real guitar amps with microphones when I can use virtual amps?
soundonsound.com/sos/sep12/articles/qanda-0912-3.htm

Audix Cab Grabber. Cabinet-mounted Microphone Stand
soundonsound.com/sos/dec09/articles/audixcabgrabber.htm

NAMM 2012: Audix Cabgrabber (Video)
soundonsound.com/news?NewsID=14707

Отличная статья с ссылками на опыт известных звукорежиссеров
productionguru.ru/posts/87

Запись электрогитары при помощи микрофонов
guitar.ru/articles/sound-rec/sound-rec_249.html

"Запись электрогитары. Пол Уайт"
muszone.ru/articles/18.html

Two Notes Torpedo VB101. Dummy Load & Speaker/Microphone Simulator
soundonsound.com/sos/jun10/articles/torpedoVB101.htm

Тонкости записи гитарного звука микрофоном с динамиков
musicmag.ru/zhurnal/82-elektrogitary-ustojstvo-i-zapis-gitarnykh-dinamikov.html

Другие статьи:
forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=219342.0
muzoborudovanie.ru/articles/rec_guitar.php
udaloff.com/recordarticle.php
rockexplorer.narod.ru/zapisgit.htm
worldelectricguitar.ru/articles/Recording_Guitars_2.php
jablog.ru/blog/studio-1/2742.html
allfrets.ru/record/item/211-record_eg_with_mic
recording-studio.ru/2008/07/11/zapis-gitaryi-mikrofonyi-kombiki-i-ekvalizatsiya/
guitaron.ru/komp/records.php

Важно, наверное, упомянуть и спикер-симуляторы, имитирующие звук, снятый микрофоном с динамика. Иногда музыканты используют эти устройства по тем или иным причинам, отказываясь от использования громоздкой классической схемы "инструмент-усилитель-динамик-микрофон-запись". Несколько заметок по ним:
gtlab.net/gtlab2/print.php?type=A&item_id=31
nefelim.ru/blog/blog6/
guitarsound.ucoz.ru/publ/spikersimuljatory/1-1-0-2
forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=111338.0

А сейчас вот как взглянем на проблему. Чтобы как то попытаться разобраться в истоках данного метода записи, попробуем отследить на ленте истории, какие электроинструменты появлялись на ранних этапах развития звукозаписи. В какие годы это происходило и как. Сайт ru.wikipedia.org сообщает нам, что 1-й электронный музыкальный инструмент соорудил Тадеуш Кахилл в 1901 году. Это был телармониум (telharmonium), весил он 7 тонн. В его основе - электрические генераторы и тональные колеса для озвучивания различных нот. В 1919 году российский изобретатель Лев Сергеевич Термен соорудил небольшой по размерам инструмент - терменвокс, которым имеет популярность в некоторой среде до сих пор.

Какие еще интересные электроинструменты появились в начале 20 века. Википедия дает нам следующие данные. Волны Мартено (электрофон, Ondes Marteno). Сконструирован в 1920-х годах во Франции Морисом Мартено. Это монофонический (одноголосный) музыкальный электроинструмент, имеет 7-октавную клавиатуру фортепьянного типа. Тратониум (trautonium) - изобретен Фридрихом Тротвейном в 1930-м году. Новакорд (novachord) - создан Джоном Ханертом, Лоуренсом Хаммондом и С. Н. Вильямсом, выпускался компанией Hammond с 1939 года. Орга́н Ха́ммонда (англ. Hammond organ) — электромеханический музыкальный инструмент (электроорган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Также Википедия сообщает нам, что сочинитель музыки и инженер француз Эдгар Варез в середине 20 века создал несколько произведений, используя электронные валторны, флейты и магнитную ленту.

Из вышеуказанной короткой справки видно, что электромузыкальные инструменты появились достаточно давно, еще в самом начале 20 века. А причем же тут запись микрофоном с динамика (или громкоговорителя), спросите вы. А вот тут уже надо задуматься о том, как использовались вышеперечисленные инструменты, как формировалось их звучание, через какие системы громкоговорителей и звукоусиления собственно воспроизводилось их звучание. Не сложно предположить, что электрический сигнал от данных инструментов тем или иным способом нужно было довести до определенной мощности и передать на громкоговоритель. Связка инструмент-усиление-динамик-микрофон-звукозапись нужна нам в том случае, если появляется последний ее элемент - звукозапись. И вот тут стоит вспомнить, а какие методы звукозаписи использовались в первой половине 20 века и до этого. Когда конкретно они появились, как использовались, в чем их особенности.

Можно предположить, что и тогда, в первой половине 20 века возникала идея записывать электромузыкальные инструменты напрямую линейным образом по кабелю из инструмента в звукозаписывающее устройство. Но вот удобно ли при этом согласовывались все напряжения, сопротивления, мощности, другие параметры этих 2 взаимодействующих устройств. Да и был ли еще тогда признан такой вариант записи как оптимальный, эстетически верный и благозвучный. Да и самое главное, а были ли технические устройства готовы к такому варианту записи. Что ж посмотрим.

И сразу увидим при прочтении самой краткой справки (опять же обратимся к Википедии), что в самом начале века основным был механический способ звукозаписи. Звук попадал в рупор, а из него - на мембрану, крепко связанную с резцом, нарезающим запись на записывающей пластинке. В этой связи стоит перечислить такие устройства как фоноавтограф (1857), фонограф (1878), граммофон (1887), патефон (1907). Электромеханическая запись появилась заметно позднее - электрофон (1925). Но надо отметить кое что об оптической записи звука, появившейся все таки в начале 20 века и о магнитной звукозаписи.

Говоря о электромеханической записи, стоит отметить, что, как об этом пишется, тут речь идет в основном о записи через микрофон. Все таки для линейной записи на момент начала использования электромеханической записи электрических музыкальных инструментов было не так много, да и был ли у этих инструментов предусмотрен такой метод записи в линию, всё ж таки каждый инструмент имел свои особенности формирования звука и методов его воспроизведения. Тем не менее, упомянем аппараты электромеханической записи, это электрофон (1925), шоринофон (1930-е годы), "говорящая бумага" (1931).

Особо стоит отметить оптический метод записи. Эжен Августин Ласт (французский изобретатель) представил свой ​​прототип системы звукозаписи на кинопленку в 1904 году. В 1907 году им был получен патент № 18057 на «Процесс записи и воспроизведения одновременно движения людей или объектов и звуков, издаваемых ими». Стандартная на то время 35-мм плёнка из целлулоида включала и кадры изображения и звуковую дорожку. В 1911 году изобретателем был показан в США звуковой фильм, как предполагается, первый в истории, включавший применение технологии оптической звукозаписи.

Американский изобретатель Ли де Фо́рест позднее усовершенствовал новации других изобретателей в области оптической записи и придумал свой более совершенный метод, названный им «Фонофильм Фореста». Его принцип отличало наличие на пленке дорожки с параллельными линиями различных оттенков серого цвета, позднее такой метод стал именоваться как метод «переменной плотности». Это было принципиальное отличие от ранее существовавшего метода «переменной ширины». Как правило о подобных методах говорится, что изначально звук записывался микрофоном (вспомним, что электроинструментов для записи в линию тогда все же было очень мало, да и параметры их и особенности воспроизведения звука были специфическими). При оптическом способе записи на пленку от микрофона идет электрический сигнал и через определенные преобразования фотографическим методом переносится на плёнку, во время демонстрации фильма (воспроизведения пленки) идет обратный процесс, после фотодатчика переменный световой сигнал (от сменяющихся более темных и более светлых участков на звуковой дорожке пленки) преобразуется в переменный электрический ток, после усиления подаваемый на акустическую систему (динамики).

Форест снимал, используя свой метод, фильмы и демонстрировал их в США в 1920-х годах. Крупные кинокомпании не слишком интересовались его изобретением. В конечном итоге изобретение Фореста было задействовано в методе «Мувитон» компании Fox Film Corporation. Также в 1920-е годы активно использовался метод «Витафон», созданный компанией Warner Brothers, и «Фотофон» - разработка RCA. Метод Фореста «Фонофильм» в конце 1920-х также использовался в кинотеатрах Великобритании.

А что же магнитная запись? Что о ней сказать? Первые эксперименты и первые образцы появились очень давно. Фонограф был представлен Томасом Эдисоном в 1877 году. Датский инженер Вальдемар Поульсен получил патент на телеграфон в 1898 году. Со временем вместо записи на стальную проволоку стали использовать запись на стальную ленту. Истройство с применением стальной ленты называлось блаттнерфон. Луи Блаттнер в 1929 году приобрел права на это изобретение у немецкого изобретателя Курта Штилле. Блаттнер применял данное устройство для озвучания фильмов своей студии «The Ludwig Blattner Picture Corporation». Блаттнер использовал аппарат для озвучки фильмов на своей студии «The Ludwig Blattner Picture Corporation». Различные компании и изобретатели создавали различные устройства, запись и воспроизведение на которых велись с использованием стальной ленты.

Уже в конце 1920-х годов появился метод записи и воспроизведения с использованием неметаллической ленты (бумага, пденка), имеющей специальной напыление (оксид железа). Мощное развитие данного метода в 1930-х годах было достигнуто общими усилиями компаний AEG и BASF. Постоянно вносились различные улучшения и нововведения - многослойная пленка, подмагничивание. А в 1940-х годах уже начались эксперименты по записи стереозвука.

Было уже упомянуто о первых электрических клавишных инструментах, но тут конечно нельзя упомянуть и о появлении электрогитары несколько слов. А начало массового выпуска электрогитар - это 1930-е годы.

В ближайшее время статья будет дописана и будет подведен некий итог

2014