Аналоговый синтез звука. Глава 17. Блок пост-обработки (или блок эффектов, FXU, PPU)
Покинув стопс-микшер (или коммутатор), звуковой сигнал направляется в блок эффектов, или пост-обработки (Post-Processing Unit, PPU, он же FXU). Именно этот блок выполняет финальную обработку (или преобразование) звукового сигнала, формируя окончательное общее звучание инструмента. Этот блок имеет в своём составе несколько самостоятельных узлов, как правило, тоже аналоговых. Разные инструменты могут иметь в своём составе самые разнообразные наборы таких узлов, которые также могут коммутироваться самым разнообразным образом.
Следует, однако, заметить - все эти узлы не всегда включаются непсредственно после стопс-микшера (или коммутатора), они могут включаться и до него после (или вместо) формантных фильтров, таким образом образуя дополнительные регистровые каналы (или пресеты). Таким образом, например, включается VCF (Voltage Сontrol Filter, или фильтр, управляемый напряжением - про такие фильтры будет отдельная статья в разделе "Субтрактивный синтез") в "Электронике ЭМ-04", или тремоло-модулятор в "Юности-73".
В разнообразных инструментах в составе PPU можно встретить такие узлы:
- вышеупомянутый VCF (часто - с собственным формирователем огибающей), перекочевавший в своё время в аддитивные синтезаторы из синтезаторов субтрактивных ("Электроника ЭМ-04", "Квинтет", "Фаэми-М" и многих других);
###Pic1### VCF инструмента "Электроника ЭМ-04" (схема с сайта Ruskeys.net )
- перестраиваемый полосовой фильтр ("Квакушка"), зачастую с собственными LFO, узлом ручного/ножного управления и формирователем огибающей, для получения эффекта "Тембровое вибрато" (в "Юности-75" или Vermona-Formantion, например);
- амплитудный модулятор, или VCA - для эффектов "амплитудное вибрато" и "тремоло", может быть с собственным LFO;
- пружинный аналоговый ревербератор (Vermona);
- фейзер (Phaser - со своим LFO, может быть двухканальным для получения стереофонического "Лесли"-эффекта, например в синтезаторе "Форманта ЭМС-001");
- фленжер/хорус (Flanger/Chorus - перестраиваемая аналоговая линия задержки на основе ПЗС - приборов с зарядовой связью). Часто имеет несколько параллельных каналов (обычно 3), управляемых собственным трёхфазным LFO, служит для получения эффекта трёхточечного унисона и имитации звучания церковного органа и струнного оркестра ("Электроника ЭМ" (разных моделей), "Форманта-ЭМС" и многих других).
###Pic2### Chorus-узел (блок хоровых эффектов) инструмента "Электроника ЭМ-04" (схема с сайта Ruskeys.net)
Выйдя из PPU, звуковой сигнал поступает на регулятор громкости, линейный выход и (иногда) на контрольный усилитель (монитор) с собственной акустической системой или с выходом на наушники. Об этом - в следующей главе.
(c) 2016. Александр Балакин
facebook.com/alxbeam