Аналоговый синтез звука. Глава 20. Субтрактивный аналоговый синтез. Введение

Итак, с этой главы начинается цикл статей об совершенно другом способе аналогового синтеза звука - субтрактивном (или вычитающем). Этот способ совершенно не похож на аддитивный (или гармонический) синтез, рассмотренный в предыдущих главах. Также и схемотехника аналоговых субтрактивных синтезаторов практически не имеет ничего общего с их аддитивными собратьями. В дальнейшем мы с этой схемотехникой познакомимся поближе.

Если аддитивный синтез уходит своими корнями как минимум в XVI-й век (к конструкциям первых духовых органов), то синтез субтрактивный - плод середины 60-х годов прошлого века. Именно в это время полупроводниковая электроника начала своё бурное развитие, и тогда же появились и первые полупроводниковые операционные усилители (ОУ, или Operation Amplifiers, OPA). Именно благодаря экспериментам с ними и возникла возможность построения первых (да и всех последующих) моделей аналоговых субтрактивных синтезаторов.

Первые удачные эксперименты в области аналогового субтрактивного синтеза провёл американский инженер Роберт Муг (или Моуг, Robert A. Moog, Bob Moog, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B3,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B... ) - именно ему в середине 60-х удалось сконструировать первый субтрактивный синтезатор.

###Pic1### Роберт Муг и его синтезаторы (с сайта hifi-musik.se)

Кстати, этот синтезатор был сконструирован по принципу модулара (ему будет посвящена отдельная глава) - в виде большого шкафа с отдельными узлами-модулями, соединяемыми между собой специальными кабелями с TRS разъёмами (1/4" джеками) - так называемыми патчкордами. Первые синтезаторы такого рода были довольно громоздкими, а стоили очень дорого. Да и для концертных выступлений они были малопригодны. Но в начале 70-х Роберт Муг сконструировал первый портативный синтезатор со встроенной клавиатурой - "MiniMoog", который стоил относительно недорого, а главное - он был очень удобен в концертной практике, что и вызвало его очень большую популярность в среде музыкантов.

###Pic2### Легендарный "Minimoog" (с сайта avito.ru)

Чуть позже выпуск таких инструментов освоили такие фирмы-производители, как ARP, Korg и EMS, а впоследствии - и многие другие. В СССР выпуск инструментов такого рода был освоен в начале 80-х. Появилось сразу несколько моделей, выпускаемых различными отечественными предприятиями - такие, как "Аэлита", "Алиса-1377". "Ритм-2", "Эстрадин-314" и другие. Наибольшую популярность среди отечественных музыкантов приобрёл "Поливокс".

###Pic3### "Поливокс" - популярный субтрактивный синтезатор родом из СССР (с сайта avito.ru)

Все эти инструменты были построены на отечественной элементной базе. Не смотря на то, что в нашу жизнь прочно вошли современные цифровые синтезаторы и компьютеры, аналоговые субтрактивные синтезаторы снова входят в моду - благодаря, в первую очередь - сочному экстравагантному звучанию и возможности гибкой модификации звучания прямо во время игры, что немаловажно для "живого" выступления. Именно по этому они сейчас в настоящее время широко выпускаются серийно - например, такими компаниями, как Korg, Buchla или Moog. Компания Arturia, ранее специализировавшаяся на выпуске программных продуктов (VST-синтезаторов), также освоила выпуск нескольких моделей таких инструментов.

В следующей главе мы познакомимся с субтрактивным синтезом более подробно.

(c) 2016. Александр Балакин
facebook.com/alxbeam

Вернуться в оглавление