Грампластинки - о явных минусах винила
Автору этих строк малопривлекателен виниловый саунд. О базовых изъянах формата говорить скучно, слишком много на эту тему написано и сказано. Это и недолговечность носителей (самих пластинок), и различные факторы, влияющие на качество воспроизведения. Даже по таким базовым параметрам как верхний частотный предел и глубина динамического диапазона виниловым дискам (подавляющему их большинству) сложно тягаться с цифровыми форматами с параметрами 24bit 192kHz. Сложно это будет им и в противостоянии с Audio CD или с пленочными катушками (бобинами). Ведь из-за неидеальности структуры материала пластинок, записанный звук на них вовсе не лишен некоторой условной дискретности и ступенчатости по амплитуде колебаний. Разумеется, мы подразумеваем, что в таком противостоянии форматов у обоих соперников в наличии будет техника аналогичного уровня качества.
Но уделить хотелось бы внимание вот какому аспекту. Конечно у пластинок есть своя прелесть в звучании, формально худшее иногда субъективно воспринимается ближе и теплее. Также пластинки иногда хорошо подойдут для звуковых экспериментов, диджеинга и прочего. Но в том, что касается прослушивания музыки, у грампластинок есть немаловажное ограничение. Более-менее комфортно на них можно слушать музыку более простую - с не слишком большим разбросом по диапазону громкости отдельных музыкальных произведений и перепадам, связанным с ним, с не слишком сложной полифонией музыки, с отсутствием слишком быстрых сложных музыкальных партий, с отсутствием слишком утонченных, тембрально изысканных, коротких (прерывистых ) звуков, с отсутствием сложных мелодическо-тембральных составляющих вообще. Т.е. подойдет какая-нибудь музыка по-проще, это могут быть самые разные стили (и забористый веселый незаумный рок, и академическая музыка, из той что, по-проще, и какие-нибудь электро-стили, более монотонные). Но вот музыку сложную на грампластинках слушать будет тяжело. Какой-нибудь замудреный джаз-фьюжн, жуткий скоростной метал с невероятными соло, экспериментальная музыка с обилием сочетаний и наложений различных звуков и тембров, а тем более сложная академическая симфоническая музыка с большим количеством перепадов по громкости, большим количеством тихих мест (с еле слышными партиями инструментов), со сложными полифоническими музыкальными структурами, с виртуозными быстрыми партиями на виниле вряд ли будут звучать хорошо и достойно. Так как банальными щелчками и треском (даже не большими, пусть и задавленными фильтрами) могут быть погублены как отдельные ноты, так и целые куски музыкальных партий. Что уж говорить о шумах и прочих негативных факторах воспроизведения, которые могут заметно подпортить тонкую тембральную и мелодическую картину.
Цифра давно пришла в наш мир. И сомневаться в ее достоинствах сложно. А вот попытки видеть в цифре какую то мнимую ступенчатость звука (на выходе после ЦАП, фильтров и прочего) действительно выглядят странными, идущими в разрез с научными данными и уровнем современной воспроизводящей техники.
2016