Старое дерево - лучший акустический материал?

Некоторые субъективные рассуждения о том, что старое дерево - лучший материал для музыки. Мнение не претендует на звание "истины" (смайл).

Размышления и опыт в области звукозаписи, звукоизвлечения и звуковоспроизведения натолкнули на мысли о том, что наверное старое дерево (или древесные материалы) - наиболее подходящий для звука инструмент. Это касается и акустики помещений, и изготовления акустических систем, и производства музыкальных инструментов и техники звукоизвлечения в каких то случаях.

Единственной может быть альтернативой могут быть материалы из животного мира - например шкуры животных, либо какие то их внутренности, мало подверженные старению (в том числе и кости). Но согласитесь, сделать здание для звукозаписи из шкур животных (пусть и с деревянным каркасом и пусть небольшое в размерах) - непростая задача (хотя некоторые северные, азиатские и иные, в том числе полукочевые народы, небольшие юрты и подобные сооружения себе делают постоянно в порядке вещей). Да и дерево все таки пожалуй намного интереснее по звуку (хотя может быть стоит сравнить на практике). Хотя после продолжительного времени от даты публикации заметки захотелось добавить еще такие варианты: дом из навоза; трав; веток; соломы; листвы; глины; земли; из льда; снега; подводный - с пластиковыми или иными стенками; наземный, но со стенами (из пластика, стекла или иного материала); заполненными водой или иной жидкостью; между стенами огня или чем то похожем (огонь, закрытый стеклом, например); в космосе и на других планетах/спутниках - в грунте, в строениях, в специальных аппаратах, на станциях и т.п.

Помещения для записи. Итак начнем с помещения. Значительным аргументом будет конечно же возраст здания, но нужно конечно и на практике сравнивать, например многие старые деревянные сооружения теряют из-за старения материалов часть своих конструкций и их занимают на более новые. Плюс климат, внешняя и внутренняя отделка, особенности самого дерева и прочие факторы могут влиять на итоговое звучание.

Акустические системы. Где делать запись - вроде бы разобрались, теперь подумаем, из чего делать акустические системы и инструменты. Казалось бы, можно просто найти дерево большого возраста (в лесхозе, на лесопилке, в профильных магазинах и базах или просто лежащее частями в лесу - тут важно, чтобы оно не было ветровальным, а относилось к валежнику/бурелому, тогда его сбор законен; самовольно пилить в лесу точно будет незаконным способом). Но возможно более интересным будет подход - найти старый деревянный дом под снос (старый, но не полностью сгнивший), договориться с владельцем о его вывозе (может даже заплатят за такую услугу), вывезти в заранее приготовленное место, и там уже начинать эксперименты с деревом. Как запасной вариант - найти очень старую мебель из целикового дерева - но скорее всего этих объемов дерева будет не достаточно и возраст использованного в этой мебели дерева будет не очень большим.

В чем разница между 2 подходами (дерево из леса или из старого дома на слом)? В первую очередь - в возрасте древесины. Прикинем, что мы нашли дом на слом. Скорее всего, если мы постараемся и хорошо поищем, он будет 1910-1930 годов постройки. Могут конечно попасться и дряхлые дома 1950-1960 годов - но это может быть связно с крайне плохой их эксплуатацией или ошибками при строительстве. Деревья, использованные в строительстве домов первой половины 20 века могут иметь конечно же разный возраст, скорее всего это будет несколько десятков лет, хотя в более старых больших домах, построенных еще до советской власти часто использовали крупные хвойные деревья, которые вполне могли иметь характерный для них возраст - 100 лет и более. Т.е. то, что дерево уже пролежало в конструкции дома - уже дает ему плюс около 100 лет по возрасту. А с учетом того, что ему на момент постройки дома было уже от 50 лет и выше, дает итоговой возраст около 150-200 лет и в каких то случаях возможно выше. Плюс нахождение уже срубленного дерева внутри конструкции дома также влияет на его характеристики и на наш взгляд положительно влияет на акустику. Можно конечно попробовать перебить один способ другим при учете по итоговому возрасту - найти какое то уж совсем старое дерево возрастом 250-300 лет или даже больше. Но вопрос, где вы найдете такой старый и большой ствол в продаже? Такие деревья часто охраняются во многих странах и в продаже могут быть не доступны. Может быть вам посчастливиться найти часть упавшего дерева, не подпадающую по сухостой и ветровал, а являющуюся валежником/буреломом и т.п. Но искать вам придется такие потенциальные заготовки для последующих экспериментов где то в дали от дома - в глухих лесах или может даже в Сибири? Даже из леса, который может быть находится в 10-20 км от вашего дома, вам как то надо будет вывозить и транспортировать крупные части дерева. Задача возможная, но сложная. Хотя можно попробовать для эксперимента поискать небольшие части деревьев, подпадающих под валежник, вывезти их из леса и начать с ними чудить.

Итак, будем считать, мы нашли древесину, подходящую нам по возрасту. Начнем эксперименты. Акустическую систему нужно делать либо из большого объема цельной древесины (разрезая ее на нужные пласты для конструирования), либо из ДСП, ДВП плит (или даже OSB?), изготовленных из этой самой "великовозрастной" древесины, либо из фанеры, произведенной опять же из исходного материала. Можно конечно поискать какие то старые б/у листы указанных материалов, но по желаемому возрасту древесины мы скорее всего проиграем. Например мы найдем старую мебель, которой вряд ли будет больше 20-40 лет, а возраст деревьев, которые пошли на опилки и волокна для них будет около 50 лет - вряд ли сильно больше - результат совсем не тот, к которому мы стремимся. Так что наверное будем придерживаться вышеуказанного плана. Для акустической системы - либо используем цельные куски, либо рубим и измельчаем. Плиты изготавливать придется современным методом, хотя вещества для склейки волокон либо опилок может быть можно попробовать использовать более винтажные.

Музыкальные инструменты. Итак перейдем к музыкальным инструментам. Тут в общем то ситуация та же, что и с акустическими системами - либо из целиковых кусков старой древесины, либо из материалов на основе ее - фанера, ДСП, ДВП и т.п.

2020