Что мы хотим получить от источника, усилителя и акустической системы/наушников?

Небольшая заметка о том, что мы хотим получить от источника звука, усилителя и акустической системы/наушников. О том, как цели должны соответствовать результату.

На мой взгляд, все источники звука, усилители (либо их наборы для соответствующей акустической системы/наушников) и сами акустические системы/наушники можно подразделить на 3 типа.

1. Музыка для фона без жестких требований. Тут можно обойтись самым простым источником - вплоть до простого плеера, смартфона, простым недорогим усилителем и соответствующей акустической системой/наушниками. Конечно, если мы не хотим падения качества в какие то жуткие дебри, совсем уж пренебрегать качеством не стоит, но наверняка для фоновой музыки стоимость звукового набора будет вполне умеренной, или даже минимальной.

2. Музыка для качественного прослушивания. Тут уже, если мы стремимся к идеалу, нужно найти максимально качественные компоненты. Прежде всего исходный музыкальный носитель, например цифровой аудиофайл с разрядностью в миллиарды бит и частотой дискретизации в мегагерцы (тут конечно есть некоторое преувеличение, или даже нехорошая шутка, сводить музыку с такой битностью вряд ли кто то будет, да и спектр природных источников и традиционных инструментов вряд ли уйдет заметно дальше сотен килогерц (или даже одной сотни килогерц), хотя вероятно могут быть искусственные источники с частотами до мегагерц и гигагерц, также такие частоты можно создавать уже в самих аудиоредакторах, но имеет ли смысл их создавать, записывать и воспроизводить?). Следующий этап - устройство воспроизведения. Тут уже нам надо воспроизвести то, что мы так усердно нагородили в параметрах аудиофайла. И оно наверняка будет плотно связано с системой усилителей и акустическими системами. И вот в чем тут дело. Скажем, есть у нас задача воспроизвести звуковое произведение, у которого разброс частот от долей Герца до сотен килогерц. Наверняка потребуется какой нибудь ротационный динамик для инфразвука, хороший динамический излучатель для привычных низов (НЧ), на средние и высокие частоты что-то вроде электростатических излучателей (или что-то, что может их превзойти), и наверное что-то такое же для ультразвука, если он нам все таки нужен при воспроизведении. Всю эту монструозную конструкцию нам надо запитать различными усилителями (одним на все типы излучателей наверняка не обойтись, слишком они разноплановые по своему типу), а перед усилителями нам надо грамотно и качественно разделить сигнал на нужные нам полосы (видимо современными передовыми методами), а также контролировать это разделение по ровности АЧХ и фазовой линейности (по отсутствию фазовых искажений) - для этого, видимо потребуются какие то контрольные микрофоны. Что-то примерно такое же, только в более простом виде будет верно и для наушников, только контролировать точность разделения и склейки частот (если излучателей несколько в каждой наушники), видимо, не потребуется.

3. Музыка для прослушивания в некой искаженной форме. Вот тут поле для экспериментов. Такой подход пригодится в первую очередь для экспериментов на студии - для записи микрофонами с громкоговорителей звука гитар, синтезаторов (в том числе программных) и других не акустических инструментов. Но для любителей слушать записи в некоторой специфической форме вполне подойдет. Например тут можно запиливать до крайности виниловые диски, бобины и кассеты с пленкой (хотя в случае уникальности записей их проще оцифровать для последующего прослушивания, но это уже будет скорее 2-й тип подхода, указанный выше). Использовать воспроизводящую аппаратуру далеких от идеала параметров (хотя само по себе использование аналоговой техники уже внесет свой окрас в звучание) - винтажные проигрыватели виниловых дисков, катушек и кассет. Винтажные типы усилителей (архаичные транзисторные модели и в большей степени ламповые усилители (и возможно не только они)), и конечно же винтажные и нестандартные (от того совсем неидеальные по звучанию) типы громкоговорителей и акустических систем - с подмагничиванием, рупорные, электростатические винтажного варианта, просто напросто древние сами по себе и т.п. (хотя возможно вкрапление и более современных технологий, например, в области воспроизведения ультразвука, если он тут уместен конечно). Что-то подобное можно провернуть и для наушников.

2020